Влияние расходомеров топлива на работу двигателя
У владельцев автотракторной техники нередко происходит внутренняя борьба между желанием поставить на технику расходомеры топлива проточного типа(которые намного точнее датчиков уровня топлива, их не обманешь медленным сливом топлива из “обратки”, не зависят от компонентов топлива) и боязнью появления технических проблем – как с двигателями так и расходомерами.
Хотелось бы внести этой статьей больше ясности и облегчить выбор.
Давайте разделим потенциальные проблемы на 3 группы.
- Проблемы с расходомером
- Проблемы с двигателем
- Проблемы саботажа. Связаны с имитацией пунктов 1 и 2 (обычно 2).
Теперь краткая информация о расходомерах и схемах установки.
Расходомеры бывают двух типов. Дифференциальные (двухкамерные) и однокамерные.
Дифференциальные расходомеры топлива:
Однокамерные расходомеры
Дифференциальные измеряют и обратку и подачу. Однокамерные требуют переделки схемы топливоподачи так, чтобы измерять только потребление мотора.
Рассмотрим схемы установки подробнее: вот обычно применяемая схема установки дифференциального расходомера? например, отсюда:
Каких-либо серьезных переделок топливной системы нет. Гидравлическое сопротивление потоку камер расходомера невелико. Вроде все правильно. Но согласно схеме требуется установка 2-х обратных клапанов – в каждую из камер расходомера.
Это клапан аналогичный перепускному клапану ТНВД, только на небольшое давление (около 0,25 атм каждый).
Проблема в том, что на большом потоке сам клапан добавляет сопротивления, в итоге помпа постоянно работает с повышенным давлением. Если штатное давление открытия перепускного клапана – 1 атм (а на практике бывает и 0.5 атм), то в нашем случае добавляются гидравлические сопротивления клапанов, и давление растет в 1.5 раза. Обратные клапаны так же имеют привычку заклинивать и засоряться.
Обратные клапаны нужны для расходомеров, в конструкции которых применяются герконы. Датчик видит одно замыкание геркона за оборот, в связи с чем не видит направление потока. В связи с возможными пульсациями топлива в топливопроводах, это вызывает необходимость установки обратного клапана.
В расходомерах Eurosens Delta используются датчики Холла, за один оборот измерительной камеры Eurosens получаются 3 импульса, благодаря чему Eurosens Delta наиболее точно определяет моментальное направление потока. Поэтому, данная система с применением Eurosens Delta не содержит обратных клапанов и лишена связанных с ними недостатков.
Расходомеры нередко применяют с опаской, ввиду возможной парафинизации топлива зимой. Но если мы вглянем на схему, то увидим, что измерительные камеры установлены после фильтра тонкой очистки топлива, и через них проходит большой поток топлива. Если топливо достаточно жидкое, чтобы пройти через фильтр тонкой очистки топлива – оно пройдет и через расходомер. Возможно кратковременное отсутствие показаний при холодном запуске двигателя зимой, но большой поток подогретого топлива быстро прогревает камеры, и показания расходомера появляются.
Другим слабым местом при зимней эксплуатации являются встроенные бензиновые фильтры, применяемые на некоторых расходомерах. Они не годятся для работы на дизельном топливе. Их главная функция - защитить камеры расходомера от попадания грязи при неграмотной установке. В дальнейшем они превращаются в потенциальную точку парафинизации топлива при минусовых температурах. В расходомерах Eurosens такие фильтры не стоят, мы рекомендуем при необходимости использовать дополнительные штатные фильтры.
Резюме: нет никаких причин бояться установки дифференциальных расходомеров топлива Eurosens Delta.
Проблемы с двигателем – не создаются, гидравлическое сопротивление камер незначительно.
Проблемы с засорением дифференциального расходомера парафином в основном, надуманы. Большой напор смывает все и уносит обратно в бак.
Сложнее ситуация с однокамерными расходомерами. Проанализируем снова самую распространенную схему установки . Однокамерные расходомеры устанавливаются вот так:
Тут уже не избежать изменения режима работы ТНВД, который не охлаждается проточной соляркой.
Топливо в баке при этом подогревается, но немного слабее.
В целом, данную схему можно назвать рабочей, и как правило она не вызывает проблем.
Но иногда они есть.
На схеме установки от мы снова видим обратный клапан, установленный на выходе расходомера. С ним снова могут быть связаны проблемы:
- Его заклинивание
- Если штатный перепускной клапан (который в этой схеме переносится перед расходомером) ослаб, что часто происходит в условиях эксплуатации и его давление открытия меньше чем для обратного клапана – топливо сливается обратно в бак, не доходя до полости ТНВД. В этом случае водители жалуются на недостаток мощности.
- Можно заметить на схеме, что обратный клапан полностью изолирует полость ТНВД от разгрузки давления. Это вызывает гидроудары в системе, которые могут приводить к попаданию дизельного топлива в систему смазки.
Поэтому рекомендуется однокамерный расходомер Eurosens Direct PN с датчиками Холла, так же не требующий установки обратного клапана. Это упрощает систему контроля расхода топлива и позволяет избежать гидроударов, т.к. все участки системы топливоподачи связаны с перепускным клапаном сброса топлива в бак.
Однокамерные расходомеры более чем дифференциальные подвержены “залипанию” после попадания внутрь парафинов. Через них проходит только малый поток, непосредственно потребляемый двигателем. Потому встроенные фильтры (бензиновые) мы советуем удалять.
Дополнительное преимущество в данной ситуации у того расходомера, который имеет больший объём рабочей камеры. На ней меньше сказываются отложения парафинов. Изделия широко использующиеся для того вида установок имеют следующие объёмные характеристики:
DFM100(90, 50), VZP4 - 5 куб. см.
Eurosens Direct PN(Р) 100 -10 куб. См
Поэтому предпочтильнее использовать последний, к тому же его ресурс работы ввиду большого объёма камеры и вследствие этого меньшего количества оборотов на литр топлива, гораздо выше аналогов.
Резюме:
Однокамерные расходомеры целесообразно применять в случаях когда
- Дизельный двигатель низко форсирован, не обладает электронными системами контроля. Температура ТНВД немного повышается.
- В наличии качественное зимнее топливо, не образующее парафинов.
- Выброшены дополнительные мелкие фильтры, создающие к тому же дополнительное гидравлическое сопротивление
- Есть желание сэкономить и не приобретать более дорогой дифференциальный расходомер.
- Из ряда предложений по датчикам выбирать наиболее оптимальное по цене и надежности
Мы уверены, что при соблюдении этих советов вы не будете разочарованы в точном и надежном средстве контроля расхода топлива - расходомерах.